Согласовано ______________ Утверждено ____________
Саюнц И. Н.. Шеховцов В.А.
нач. управления образования директор музея
Сальского района
ПРОЕКТ «МУЗЕЙ И ШКОЛА»
в государственном бюджетном учреждении культуры Ростовской области
«Сальский музей имени народного художника В.К.Нечитайло»
Цель Проекта: организация продуктивного взаимодействия художественного музея с управлением образования Сальского района на всех его ступенях – дошкольной и школьной.
Задачи Проекта: содействовать дошкольным и учебным заведениям города и района проводить систематическую работу по эстетическому, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения и проявлению заботы о взаимной адаптации национальных культур и их дружественном сосуществовании с помощью изобразительного искусства.
1. Проект « Музей и школа» включает в себя программы:
« Здравствуй, музей»: Цикловые, тематические и обзорные экскурсии по экспозициям музея.
Цель экскурсий – приобщить учащихся к подлинным произведениям выдающихся мастеров живописи, познакомить их с видами и жанрами изобразительного искусства, научить понимать и смотреть произведения изоискусства, разбираться в специфике художественного языка живописи, скульптуры и графики.
« Знай и люби свой край»: тематические лекции « Сказки старинного сундучка»
Цель лекций – познакомить учащихся с историей своего края. Лекции сопровождаются показом экспонатов коллекции « Предметы быта».
«Знай и люби изобразительное искусство»:
Цель лекций - познакомить учащихся с историей русского и современного искусства, а также с творчеством крупнейших мастеров изобразительного искусства. Лекции сопровождаются демонстрацией произведений изобразительного искусства на экране и показом видеофильмов.
«Искусство и экология»:
Цель экскурсий и лекций - воспитание экологической культуры детей дошкольного, школьного возраста средствами изобразительного искусства.
« День искусства в школе» - передвижные выставки – однодневки из фондов музея.
Цель передвижных выставок – помочь школьникам познакомиться с подлинными произведениями изобразительного искусства.
Задачами всех музейно-образовательных программ являются:
- сформировать представление о специфике языка и истории изобразительного искусства;
- развить способности восприятия и понимания произведений искусства во взаимосвязи с окружающей средой;
- развить способности и сформировать на основе изобразительного искусства и музейной среды навыки межличностного общения;
- развить способность понимания искусства в его социальном, историческом и личностном контекстах;
- развить у дошкольников и школьников художественный вкус;
- воспитать зрительскую и музейную культуру.
Музейно-образовательная программа « Здравствуй, музей» предлагает цикловые, тематические и обзорные экскурсии по экспозициям музея.
Обзорные:
«Жизнь и творчество Народного художника РСФСР В.К. Нечитайло» - по мемориальной экспозиции художника-земляка
«Из истории первой коллекции», «Виды и жанры изобразительного искусства» - по постоянной экспозиции «Искусство ХХ века»
«Первое знакомство с музеем» - для дошкольников и младших школьников
ТЕМАТИЧЕСКИЕ:
«В.К. Нечитайло – певец сальской земли»
«Образ современника в изобразительном искусстве»
«Пейзажная живопись»
«Натюрморт и его разновидности»
«Удивительный мир декоративно-прикладного искусства»
«Творчество донских художников»
«Наш край степной» - творчество сальских художников
«Мир профессий в творчестве художников»
«Помнит мир спасённый» - художники о войне
«Печаль моя светла…» - пушкиниана в фондах.
Музейно-образовательная программа « Знай и люби свой край» предлагает экскурсии по выставкам:
«Городской пейзаж в творчестве сальских художников»,
«Портреты наших знаменитых земляков»;
пешеходную экскурсию по ул. Ленина «Из истории главной улицы города Сальска»;
тематические лекции « Сказки старинного сундучка», которые рассказывают об истории города.
Музейно-образовательная программа « Знай и люби изобразительное искусство» предлагает цикл лекций по изобразительному искусству (видеолекторий): «Эрмитаж», «Русский музей» для предмета мировая художественная культура.
В музее работают лектории для дошкольников и младших школьников: «Азбука изобразительного искусства», «Сказки старинного сундучка», а также лекторий с практическими занятиями «Тюбик».
Музейно-образовательная программа «Искусство и экология» предлагает выставки, экскурсии, уроки, беседы (из музейных фондов):
Тема программы 1..«В поисках красоты» (искусство пейзажа)
- «Пейзажи России»
- «Времена года в пейзажах»
- «Пейзажи родного города» (фотовыставка Н.Бородулина)
- «Наш край степной»
- «На берегу Тихого Дона»
- «Певец родной степи» /монографическая - В.К.Нечитайло/
- «По сальским улицам ХХ века» / А.М.Ковтун, В.А.Зонов, В.А. Шеховцов/
- «Пейзажная живопись художников-передвижников» /слайды/
Тема программы 2. «Соавторы природы» (художники-анималисты) выставки, уроки, беседы:
«Образы животных и птиц в русской народной игрушке»
«Анималистическая скульптура»
«Творчество В.А. Ватагина»
«Мир живой природы в творчестве В.И. Бегмы».
«Образы животных в картинах русских художников» (слайды)
Тема программы 3. «Тихая жизнь предметов» (жанр натюрморта) выставки, уроки,
лекции-беседы (на примере музейной коллекции):
«Цветы России»
«Ожившие цветы»
«Донской натюрморт»
Музейно-образовательная программа «День искусства в школе» предлагает передвижные выставки – однодневки из фондов музея непосредственно в школе, которые сохраняют в детско-юношеской среде культурно-этнические и исторические корни, вовлекают в творческий диалог. Выставки состоят из 20-25 подлинных произведений живописи, графики, скульптуры составляющие следующие темы:
«Наш край степной»
«Образ женщины в изобразительном искусстве»
«Печаль моя светла» /Пушкиниана в творчестве советских художников/
«Художники рассказывают о войне»
«Экология в искусстве»
«Донской край в творчестве художников»
«Жизнь и творчество В.К.Нечитайло»
«Мир профессий в изобразительном искусстве»
«Виды и жанры изобразительного искусства»
«Юбилейные даты 2012 года в изобразительном искусстве»
Культурно-образовательные мероприятия: День знаний, международный День музея /18 мая/, неделя « Музей и дети» /в период зимних каникул/, уроки Мужества, тематические вечера, литературно-музыкальные композиции.
11. Реализация проекта.
1. Заключение договора на сотрудничество с дошкольными и общеобразовательными учреждениями в Проекте «Музей и школа» (январь нового года).
2. Рекомендовать посещение музея 3-4 раза в год. Для этого в Сальском художественном музее для каждой детской группы или класса составляется индивидуальная программа посещения музея согласно плана выставок. Экскурсии по желанию педагогов могут быть дополнены мастер-классами с художниками.
3. Рекомендовать передвижную тематическую выставку для школ города и района один раз в учебный год по заявке администрации школы.
4. В реализации музейно-образовательных программ включены научные сотрудники и заведующий научно-экспозиционного отдела и сотрудник отдела хранения. Они участвуют в проведении занятий с детьми на постоянной экспозиции, на временных выставках и в лекториях, во время которых обеспечивается использование мультимедийных ресурсов музея в программах.
5. Финансовые операции согласно прейскуранту происходят через кассу музея.
6. Оказание методической помощи преподавателям и школьникам при написании рефератов по краеведению, и в организации конкурсов.
7. Приглашать в музей заместителей директоров по воспитательной работе, преподавателей учебных предметов, классных руководителей, методистов и воспитателей для проведения семинаров, научно-практических конференций и рабочих встреч, которые станут как обучающей, так и организационной формой оперативного решения задач проекта «Музей и школа».
Лекторий с практическими занятиями
Творческие работы юных художников собираются в тематические выставки, которые выставляются не только в рисовальном классе, но и в фойе музея.
Детские рисунки вызывают неподдельный интерес и восторг зрителей. Особенно нравятся красочные композиции из пластилина. Ими заинтересовались и воспитатели детских садов, взяв для своих занятий рисования необычную технику исполнения.
По воскресеньям работает лекторий для детей и родителей «Семейный час», когда можно посещать занятия всем вместе. Эта форма работы становится востребованной и популярной.
У нас много талантливых детей, желающих развивать свои способности, поэтому приглашаем всех в наш лекторий с практическими занятиями.
|
Образование
В нашем музее большое внимание уделяется работе с детской аудиторией, которую составляют как различные возрастные категории: дошкольники – воспитанники детских учреждений, младшие, средние и старшие школьники, так и социальные группы: воспитанники городского приюта, детского дома, дети – инвалиды, дети из малоимущих и малообеспеченных семей. Много лет в музее работают Проекты:
- «Музей и школа» - совместно с Управлением образования.
- «Прикоснись к прекрасному» - совместно с Управлением социальной защиты населения и районным Обществом инвалидов.
Проекты направлены на духовное развитие детей, обеспечивают в свою очередь права детей на участие в культурной жизни и доступ их к культурным ценностям. Для этой цели музей использует самые разные формы и методы работы, образовательные программы и культурно-просветительные мероприятия.
В нашем музее в рамках проекта «Музей и школа» много лет успешно работают образовательные программы:
- «Здравствуй, музей!»
- «День искусства в школе».
- Образовательная программа «Искусство и экология».
- «Знай и люби свой край»
- «Знай и люби изобразительное искусство».
Музейная программа «Искусство и экология» разработана и предлагается нами для систематических занятий по воспитанию экологической культуры детей дошкольного и школьного возраста, молодежи средствами изобразительного искусства.
Проведение занятий, экскурсий, выставок ставит перед собой задачу формирования экологического мировоззрения, основанного на глубоком понимании высшей ценности – гармоничного развития человека и природы, отношении к природе не только как к материальной, но и как духовной ценности, ориентации приобретения комплекса навыков быть в контакте с окружающей природной средой; воспитание любви к родной земле, веры в обновление и будущее Родины, развитие патриотических чувств, при знакомстве и изучении произведений художников, чьё творчество раскрывает красоту окружающего мира, многообразие красок живой природы, напоминает каждому человеку о неразрывности связи природы и человека.
Учитывая, что все исключительно виды и жанры изобразительного искусства неразрывно связаны с изображением животных и природы мы стараемся использовать музейные фонды в экологическом воспитании дошкольников, учащихся школ и других учебных заведений.
Программа «Знай и люби свой край» предлагается нами для систематических занятий по воспитанию любви к Родине, чувства патриотизма, по развитию интереса к истории своего края и своей страны детей дошкольного и школьного возраста средствами изобразительного искусства и экспонатами из фондов музея. В рамках программы действует лекторий « Сказки старинного сундучка». Он стал любим детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Вот уже более 5 лет активно посещают этот лекторий воспитанники МДОУ № 14 «Золушка». Детям нравится процесс появления из старого сундука предметов, о которых дальше идет речь. Вызывает восторг и большой интерес возможность прикоснуться к старинным предметам, возможность погладит рубелем, прясть на прялке, посмотреть в разрезе ветряную мельницу с мизансценами помола зерна. Лекции эти познавательны и поэтому запоминаются детям.
Большое внимание в работе уделяется сельским школьникам. Некоторые сельские школы района удалены от города до ста километров. Программа «День искусства в сельской школе» представляет, прежде всего, выезд с передвижной выставкой. Для реализации программы, согласованной с Управлением образования, музей заключает договора с администрацией сельских школ. Для проведения передвижных выставок у нас сформированы тематические экспозиции из фондов музея: «Наш край степной», «Художники рассказывают о войне», «Пушкиниана в фондах музея», «Художники Дона» и др.