Выставки
"Образ Пушкина в графике и скульптуре"
Период работы выставки:
с 5 октября по 1 декабря
В разные времена художники обращались к неисчерпаемым темам: Пушкин-поэт, Пушкин-человек. В коллекции нашего музея собраны произведения художников Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону, которые много работали и работают над созданием образа поэта. В экспозицию выставки вошли графические работы московских авторов Устинова Е.А., И Гущина Б.Н. и скульптурный портрет поэта выполненный Комовым О.К.Московский художник Евгений Алексеевич Устинов, автор большого графического цикла «А.С. Пушкин. Жизнь поэта». Графические работы Е. Устинова выполнены в разных техниках: офорте, литографии, карандашных рисунках. Наряду с изображением внешнего сходства А.С. Пушкина художник передаёт разные состояния души поэта: порыв и страсть или счастливые мгновения просветления, когда «минута – и стихи свободно потекут». Большое место в работах художника занимает образ Натальи Николаевны Пушкиной. Е. Устинов с глубоким уважением относится к женщине, которую поэт называл «чистейшей прелести чистейшей образец».
Не один десяток лет трудился над пушкинской темой народный художник СССР Олег Комов. Скульптор был уже признанным мастером, когда впервые обратился к образу великого русского поэта. Началом темы для Комова стал памятник поэту в Молдавии (в селе Долна, ныне Пушкино). Именно миниатюрный бронзовый макет этого памятника и положил начало пушкиниане нашего музея. О. Комов стремился подчеркнуть величие А.С. Пушкина именно как гениального русского поэта. Образ его строг и традиционен. Чёткий силуэт по- юношески стройной фигуры поэта в сочетании с классическим ясным силуэтом небольшой изящной колонны, на которую он опирается, придаёт скульптуре пластическую и смысловую цельность, законченность. Соразмерность её масштаба, точность пропорций, меры деталировки – всё способствует духовному контакту, внутреннему диалогу зрителя с образом поэта, чьи бессмертные творения и поныне пробуждают «чувства добрые». Олег Комов говорил о Пушкине: «Здесь каждый раз всё с начала. Каждая новая работа множит сложности, идёт соревнование с самим собой. И это самое трудное. Пушкина нельзя изображать стандартно. Опасен штамп, ведущий к омертвлению образа. Но не менее опасна безудержная оригинальность. Работа над образом и сама пластика форм должны быть строгими. Здесь всё имеет значение: чёткий отработанный жест поэта, выражение его лица, одежда. И всё это должно быть точно срифмовано. Ведь это Пушкин».
Изобразительная Пушкиниана чрезвычайно обширна. Жизнь поэта давно стала легендой, а его образ – высокой и благородной темой в искусстве.