Уважаемые посетители! В соответствии с п. 4.6 Постановления Правительства Ростовской области от 14.10.2020 № 86 «О внесении изменений в Постановление Правительства Ростовской области от 05.04.2020 № 272» приостановлена продажа билетов в музеи иным способом, кроме дистанционного. Обратите внимание, что с 5 ноября продажа билетов в музей осуществляется дистанционно с помощью билетного оператора: билет

Выставки

«Святому братству верен я…»
Период работы выставки:  с 08 октября по 01 ноября 2020 г.
В современном изобразительном искусстве появляются всё новые  зримые образы  великого поэта. Художники, изучая творческое наследие  поэта, переживая и осмысливая  его жизнь, создают образ своего Пушкина. Так, в коллекции нашего музея собраны произведения художников Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону, которые много  работали и работают  над созданием образа поэта.
     Московский художник Евгений Алексеевич Устинов, автор большого графического цикла «А.С. Пушкин. Жизнь поэта», представлен в нашей коллекции семнадцатью произведениями. Замысел этого цикла  возник у художника после первого офорта, выполненного им в 1971 году. Затем  несколько лет  художник  работает над циклом, но никому не показывает, не своих набросков, ни законченных произведений.  И лишь  в 1979 году впервые выставляет часть серии.  Графические работы  Е. Устинова выполнены в разных техниках: офорте, литографии, карандашных рисунках. Наряду с изображением внешнего сходства А.С. Пушкина художник передаёт разные состояния  души поэта: порыв и страсть  или счастливые мгновения просветления, когда  «минута – и стихи  свободно потекут». Большое место в  работах художника занимает образ Натальи Николаевны Пушкиной.  Е.Устинов с глубоким уважением относится  к женщине, которую поэт называл «чистейшей прелести чистейшей образец». Наброски  к той или иной  композиции  создавались не только в Москве или Санкт-Петербурге, но в Михайловском и Болдине, других местах. Как и многие художники, Е.Устинов, начав однажды заниматься этой огромной темой, уже не сможет оставить её.  И вместе с тем, художник говорит: «Каждый раз, беря в руки томик  стихов поэта, книгу воспоминаний о нём, читая произведения современников, старинные журналы, приходя в залы музеев, я понимаю, что  по сути дела вновь стою нередко   лишь у подножия  этой огромной темы.      

Пушкин говорил, что Отечеством ему было Царское Село.
Привилегированное учебное заведение создано по воле Александра 1. О задачах лицея его организатор, государственный деятель М. Сперанский  писал: « … не просто школа для подготовки государственных чиновников, но учебное заведение, которое должно воспитывать людей для новой России, обладающих широчайшими знаниями, умеющих мыслить, любить Отечество и трудиться на его благо». Именно в это учебное заведение привезли родители подростков 11-14 лет из почтенных дворянских фамилий. Всего 29 человек. Среди них был и Пушкин. Привез его дядя - известный поэт Василий Пушкин. Официальная церемония открытия Лицея была торжественна. Присутствовали император Александр и обе императрицы, министры, сенаторы и первые вельможи. Родителям поступивших присутствовать на торжестве не было позволено. Церемония была делом государственным.

Через все его творчество проходит тема лицея, Царскосельских парков, его тенистых аллей, но особо тема лицейского братства. Лицейские годы были очень плодотворны: написаны 120 стихов.
Один из исследований творчества великого поэта, говоря о его творческой многогранности, писал: «Богатство этой удивительной личности невероятны».
Особое место в выставке занимает скульптурное изображение А.С.Пушкина, автор Олег Константинович Комов (1932-1994) - один из ведущих советских скульпторов-монументалистов, мастер монументальной скульптуры на исторические темы. Не один десяток лет трудится над пушкинской темой О. Комов. Скульптор уже был признанным мастером, когда впервые  обратился к образу великого русского поэта. Началом пушкинской темы для Комова стал памятник поэту в Молдавии /в селе Долна, ныне Пушкино/. Позже  были памятники в Калинине, в Болдине, в Мадриде.

Интересна графика Бориса Николаевича Гущина. На одном из них А.С.Пушкин изображен за столом у окна, за которым виден сельский мотив. Художник словно уловил счастливые мгновенья просветленного душевного состояния поэта, когда «минута – и стихи свободно потекут».


Возврат к списку