Выставки
"100-летие со дня рождения А. Лысенко"
Период работы выставки:
с 11 июля по 1 октября 2016 года
16 июля Андрею Гавриловичу исполнилось бы 100 лет со дня рождения. В большом селе Сандате, раскинувшемся в Сальских степях, в 1916 году родился Андрей Гаврилович в семье кузнеца Гаврилы Лысенко. С ранних лет полюбил Андрей бескрайние Сальские степи. Их яркую зелень весной, залитую жарким солнцем, пение жаворонка, наливающийся колос пшеницы летом, пожелтевшие нивы осенью. Сельская жизнь навсегда привила художнику любовь к родной природе. Умение видеть вокруг себя красоту природы пробудило в мальчике любовь к рисованию. Зародилась мечта стать настоящим художником. Чтобы он не делал в дальнейшем – был молотобойцем и учетчиком в совхозе «Гигант», учился в Краснодарском художественно-педагогическом техникуме на театрально-оформительском отделении, работал художником-оформителем в гарнизонном клубе РККА города Армавира – мечта не оставляла его. Она привела его осенью 1938 года в Москву. Но приемные экзамены в художественный институт уже прошли. Вернуться обратно и в мыслях не было. Чтобы как-то продержаться до следующих вступительных экзаменов Андрей Лысенко устроился работать в МГУ маляром. Зимой объявили набор на художественный факультет Всесоюзного института кинематографии. Сдав экзамены, он вскоре понял, что это не его. В центре внимания там было кино, а он мечтал только о живописи. Ю.Бычков в своей статье «Творческий портрет» так рассказал о первых шагах будущего известного живописца: «Разузнав, что его судьба целиком и полностью зависит от одного человека, волнуясь как никогда, он отправился на прием к директору Художественного института имени В.И. Сурикова, выдающемуся живописцу и историку искусства.- Игорь Эммануилович, мне очень хочется учиться в вашем институте…- Завтра воскресенье – приходите ко мне на Масловку, - оторвав голову от письменного стола, деловито молвил Грабарь и уточнил – Работы приносите, все, что есть. Он так и сделал. Привез свои работы, в том числе и картину «Петр I в кузнице» (1938 г., находящаяся в художественном музее-усадьбе Абрамцево). Расставил холсты вдоль стен грабаревской мастерской. Пока И.Э. Грабарь обстоятельно рассматривал его этюды и композиции, у Андрея Лысенко от страха чуть «сердце не выскочило». Наконец, И.Э. Грабарь поднял на него глаза, которые излучали доброжелательность, потому что для него не было большей радости в жизни, чем встретить одаренного человека, живописца от природы. «… Я Вас беру… на второй курс…» - уверенно произнес он. В 1948 году он защитил диплом и начиная с 1949 года художник активно принимал участие в Зарубежных, Всесоюзных, Республиканских и Московских художественных выставках.
Тематика живописных произведений Андрея Лысенко разнообразна – это картины посвященные теме революции; теме покорения целины. Большое место в его творчестве занимает портретная живопись . Также А.Лысенко писал много пейзажей. Через всю творческую биографию художника проходит лейтмотивом тема бессмертного подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. В экспозицию выставки вошли этюды к его известному произведению, хранящемуся в фондах музея - «Победа». Огромная любовь художника к Родине, его гражданская позиция помогли ему создать правдивые, насыщенные героическим пафосом произведения. В них он отразил эпоху, раскрыл и показал мир своего современника. Его работы печатались в журналах и газетах («Огонек», «Москва», «Правда», «Советская культура», «Московский художник» и др.), в альбомах, буклетах, на открытках и почтовых марках. Его картины находятся в крупнейших музеях нашей страны – Государственной Третьяковской Галерее, Историческом музее, музее Вооруженных Сил, музее Революции, музее ПВО, в музее-усадьбе Абрамцево; в Миланском художественном музее «San Carlo Borromeo», Туринском художественном музее «Торе Кановезе» в Италии; в музее Современного Искусства Америки, а также в галереях и частных коллекциях России и стран Европы, Австралии, Америки, Японии, Китая. Настоящая юбилейная выставка составлена из фондов «Сальского музея имени народного художника В.К.Нечитайло»