Новости
10.02.2021
10 февраля - День памяти А. С. Пушкина
В современном изобразительном искусстве появляются всё новые зримые образы великого поэта. Художники, изучая творческое наследие поэта, переживая и осмысливая его жизнь, создают образ своего Пушкина. Так, в коллекции нашего музея собраны произведения художников Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону, которые много работали и работают над созданием образа поэта.
Московский художник Евгений Алексеевич Устинов, автор большого графического цикла «А.С. Пушкин. Жизнь поэта», представлен в нашей коллекции семнадцатью произведениями. Замысел этого цикла возник у художника после первого офорта, выполненного им в 1971 году. Затем несколько лет художник работает над циклом, но никому не показывает, не своих набросков, ни законченных произведений. И лишь в 1979 году впервые выставляет часть серии. Графические работы Е. Устинова выполнены в разных техниках: офорте, литографии, карандашных рисунках. Наряду с изображением внешнего сходства А.С. Пушкина художник передаёт разные состояния души поэта: порыв и страсть или счастливые мгновения просветления, когда «минута – и стихи свободно потекут». Большое место в работах художника занимает образ Натальи Николаевны Пушкиной. Е.Устинов с глубоким уважением относится к женщине, которую поэт называл «чистейшей прелести чистейшей образец». Наброски к той или иной композиции создавались не только в Москве или Санкт-Петербурге, но в Михайловском и Болдине, других местах. Как и многие художники, Е.Устинов, начав однажды заниматься этой огромной темой, уже не сможет оставить её. И вместе с тем, художник говорит: «Каждый раз, беря в руки томик стихов поэта, книгу воспоминаний о нём, читая произведения современников, старинные журналы, приходя в залы музеев, я понимаю, что по сути дела вновь стою нередко лишь у подножия этой огромной темы».
Образ А.С. Пушкина занимает немалое место и в творчестве ростовского графика Петра Петровича Садкова. Серия графических работ, состоящая из четырёх листов, представляет композиции «А. Пушкин в военной галерее Зимнего дворца», «А. Пушкин и Н. Гончарова в Царском селе», «А. Пушкин в Михайловском 19 октября», «А. С. Пушкин, И.А. Крылов и Соболевский в Летнем саду». Все работы выполнены в технике автолитографии, что позволило автору точно и подробно передать как портретное сходство А.С. Пушкина и его современников, их одежды, так и предать атмосферу интерьера кабинета в Михайловском, военной галереи Зимнего дворца, и царскосельский пейзаж Летнего сада.
Московский художник Евгений Алексеевич Устинов, автор большого графического цикла «А.С. Пушкин. Жизнь поэта», представлен в нашей коллекции семнадцатью произведениями. Замысел этого цикла возник у художника после первого офорта, выполненного им в 1971 году. Затем несколько лет художник работает над циклом, но никому не показывает, не своих набросков, ни законченных произведений. И лишь в 1979 году впервые выставляет часть серии. Графические работы Е. Устинова выполнены в разных техниках: офорте, литографии, карандашных рисунках. Наряду с изображением внешнего сходства А.С. Пушкина художник передаёт разные состояния души поэта: порыв и страсть или счастливые мгновения просветления, когда «минута – и стихи свободно потекут». Большое место в работах художника занимает образ Натальи Николаевны Пушкиной. Е.Устинов с глубоким уважением относится к женщине, которую поэт называл «чистейшей прелести чистейшей образец». Наброски к той или иной композиции создавались не только в Москве или Санкт-Петербурге, но в Михайловском и Болдине, других местах. Как и многие художники, Е.Устинов, начав однажды заниматься этой огромной темой, уже не сможет оставить её. И вместе с тем, художник говорит: «Каждый раз, беря в руки томик стихов поэта, книгу воспоминаний о нём, читая произведения современников, старинные журналы, приходя в залы музеев, я понимаю, что по сути дела вновь стою нередко лишь у подножия этой огромной темы».
Образ А.С. Пушкина занимает немалое место и в творчестве ростовского графика Петра Петровича Садкова. Серия графических работ, состоящая из четырёх листов, представляет композиции «А. Пушкин в военной галерее Зимнего дворца», «А. Пушкин и Н. Гончарова в Царском селе», «А. Пушкин в Михайловском 19 октября», «А. С. Пушкин, И.А. Крылов и Соболевский в Летнем саду». Все работы выполнены в технике автолитографии, что позволило автору точно и подробно передать как портретное сходство А.С. Пушкина и его современников, их одежды, так и предать атмосферу интерьера кабинета в Михайловском, военной галереи Зимнего дворца, и царскосельский пейзаж Летнего сада.
09.02.2021
Наш знаменитый земляк - директор зерносовхоза "Гигант"
Ангельев Дмитрий Дмитриевич
27.02.1918, Мариуполь (ныне Донецкой обл. Украины) — 08.10.1985, пос. Гигант Сальского района, директор зерносовхоза «Гигант» Сальского района
Выходец из семьи учителя. В 1942 г. закончил Азово-Черноморский сельскохозяйственный институт по специальности агроном-растениевод и получил направление на работу главным агрономом в Красноярский край. В 1944 г. учится в Москве на курсах руководителей совхозов. Работал в должности заместителя начальника Алтайского краевого управления сельского хозяйства.
20 ноября 1955 г. по решению Совета Министров СССР и ЦК КПСС назначен директором крупнейшего в стране зерносовхоза «Гигант», который он бессменно возглавлял в течение 30 лет. Он был самым молодым директором России. В 1946 году он получил первый Орден Трудового Красного Знамени. По большому счёту расцвет совхоза произошёл именно при Дмитрии Дмитриевиче. Под его руководством зерносовхоз превратился в высокоинтенсивное, образцовое хозяйство и стал школой передового опыта.
Совершенствуя систему земледелия и животноводства на базе механизации производственных процессов, коллектив «Гиганта» смог увеличить производительность зерна, мяса, молока. Это была не только крупнейшая на Дону фабрика зерна. Одновременно это и лаборатория сортоиспытания и сортоизучения семян пшеницы — основной культуры «Гиганта». Д. Д. Ангельев внедрял не только новые сорта, но и все лучшее, передовое, что было в сельхознауке и практике страны, держал тесную связь со многими научными учреждениями, прислушивался к рекомендациям ученых. За высокие достижения в увеличении производства сельскохозяйственной продукции зерносовхоз был награжден орденами Ленина (1967) и Трудового Красного Знамени (1978).
«Гигант» всегда называли «кузнецой кадров». Рядом с директором громкое имя «Гиганта» делали замечательные специалисты заслуженный агроном России Н. Ф. Трофименко, заслуженный зоотехник России З. М. Левченко, лучший управляющий отделением в районе Г. Е. Синегин и другие. На базе «Гиганта» в 1970-е гг. действовала Сальская районная общественная академия по высокопроизводительному использованию техники, районная школа передового опыта по выращиванию высоких урожаев зерна. Ежегодно в совхоз приезжали делегации из краев и областей Российской Федерации, республик Союза, многих стран мира.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1979 г. за большой вклад в развитие экономики совхоза, увеличение объемов производства и заготовок продукции полей и ферм директору зерносовхоза «Гигант» Дмитрию Дмитриевичу Ангельеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В фондах музея хранится графический портрет Ангельева, выполненный Резниченко Владимиром Аврамовичем.
27.02.1918, Мариуполь (ныне Донецкой обл. Украины) — 08.10.1985, пос. Гигант Сальского района, директор зерносовхоза «Гигант» Сальского района
Выходец из семьи учителя. В 1942 г. закончил Азово-Черноморский сельскохозяйственный институт по специальности агроном-растениевод и получил направление на работу главным агрономом в Красноярский край. В 1944 г. учится в Москве на курсах руководителей совхозов. Работал в должности заместителя начальника Алтайского краевого управления сельского хозяйства.
20 ноября 1955 г. по решению Совета Министров СССР и ЦК КПСС назначен директором крупнейшего в стране зерносовхоза «Гигант», который он бессменно возглавлял в течение 30 лет. Он был самым молодым директором России. В 1946 году он получил первый Орден Трудового Красного Знамени. По большому счёту расцвет совхоза произошёл именно при Дмитрии Дмитриевиче. Под его руководством зерносовхоз превратился в высокоинтенсивное, образцовое хозяйство и стал школой передового опыта.
Совершенствуя систему земледелия и животноводства на базе механизации производственных процессов, коллектив «Гиганта» смог увеличить производительность зерна, мяса, молока. Это была не только крупнейшая на Дону фабрика зерна. Одновременно это и лаборатория сортоиспытания и сортоизучения семян пшеницы — основной культуры «Гиганта». Д. Д. Ангельев внедрял не только новые сорта, но и все лучшее, передовое, что было в сельхознауке и практике страны, держал тесную связь со многими научными учреждениями, прислушивался к рекомендациям ученых. За высокие достижения в увеличении производства сельскохозяйственной продукции зерносовхоз был награжден орденами Ленина (1967) и Трудового Красного Знамени (1978).
«Гигант» всегда называли «кузнецой кадров». Рядом с директором громкое имя «Гиганта» делали замечательные специалисты заслуженный агроном России Н. Ф. Трофименко, заслуженный зоотехник России З. М. Левченко, лучший управляющий отделением в районе Г. Е. Синегин и другие. На базе «Гиганта» в 1970-е гг. действовала Сальская районная общественная академия по высокопроизводительному использованию техники, районная школа передового опыта по выращиванию высоких урожаев зерна. Ежегодно в совхоз приезжали делегации из краев и областей Российской Федерации, республик Союза, многих стран мира.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1979 г. за большой вклад в развитие экономики совхоза, увеличение объемов производства и заготовок продукции полей и ферм директору зерносовхоза «Гигант» Дмитрию Дмитриевичу Ангельеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В фондах музея хранится графический портрет Ангельева, выполненный Резниченко Владимиром Аврамовичем.
09.02.2021
10 февраля - День дипломатического работника
В одном из вестибюлей высотного здания МИДа на Смоленской площади в Москве, установлена мемориальная доска со словами вечной памяти дипломатам, сотрудникам Министерства иностранных дел, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Рядом с именами знаменитых Теодора Нетто, Вацлава Воровского, Петра Войкова в мраморе и бронзе значится достойно имя Ивана Коломийцева, нашего земляка, фактически повторившего через 90 лет в Иране судьбу Александра Сергеевича Грибоедова.
Коломийцев, Иван Осипович (1895-1919) - советский дипломатический представитель в Иране в 1918-1919 годы. Коломийцев родился в семье крестьянского портного Осипа Карповича Коломийцева и крестьянки Федосьи Ивановны. Будучи гимназистом, участвовал в революционных кружках. В 1916 году был призван на военную службу. На втором краевом съезде кавказской армии он примкнул к большевистской фракции. Впервые Коломийцев был послан в Иран в июне 1918 года по предложению чрезвычайного комиссара Советского правительства на Кавказе Шаумяна. 30. VI 1918 года миссия Коломийцева прибыла в Тегеран. Борясь за установление нормальных советско-иранских отношений, Коломийцев энергично добивался от иранского правительства признания своей миссии. Но зависимое от Англии иранское правительство, сославшись на формальные предлоги (отсутствие документов, подписанных в Москве), не признало миссию, а затем 2. XI 1918 года миссия подверглась разгрому со стороны иранских казаков. Самому Коломийцеву удалось бежать, и летом 1919 года он, получив на этот раз соответствующие документы в Москве, был вторично послан в Иран в качестве советского дипломатического представителя. На пути в Тегеран Коломийцев был захвачен русскими белогвардейцами, руководимыми англичанами, и расстрелян ими на острове Ашураде.Таким образом, благородная миссия 23-летнего Ивана Коломийцева трагически закончилась 23 августа 1919 года.Лишь спустя пять лет, 28 мая 1924 года, останки дипломата-героя были разысканы и с почестями захоронены на территории советского консульства в Иране. В июне 1972 года гроб с останками И.О. Коломийцева был перевезен на родную землю - г. Сальск.
Коломийцев, Иван Осипович (1895-1919) - советский дипломатический представитель в Иране в 1918-1919 годы. Коломийцев родился в семье крестьянского портного Осипа Карповича Коломийцева и крестьянки Федосьи Ивановны. Будучи гимназистом, участвовал в революционных кружках. В 1916 году был призван на военную службу. На втором краевом съезде кавказской армии он примкнул к большевистской фракции. Впервые Коломийцев был послан в Иран в июне 1918 года по предложению чрезвычайного комиссара Советского правительства на Кавказе Шаумяна. 30. VI 1918 года миссия Коломийцева прибыла в Тегеран. Борясь за установление нормальных советско-иранских отношений, Коломийцев энергично добивался от иранского правительства признания своей миссии. Но зависимое от Англии иранское правительство, сославшись на формальные предлоги (отсутствие документов, подписанных в Москве), не признало миссию, а затем 2. XI 1918 года миссия подверглась разгрому со стороны иранских казаков. Самому Коломийцеву удалось бежать, и летом 1919 года он, получив на этот раз соответствующие документы в Москве, был вторично послан в Иран в качестве советского дипломатического представителя. На пути в Тегеран Коломийцев был захвачен русскими белогвардейцами, руководимыми англичанами, и расстрелян ими на острове Ашураде.Таким образом, благородная миссия 23-летнего Ивана Коломийцева трагически закончилась 23 августа 1919 года.Лишь спустя пять лет, 28 мая 1924 года, останки дипломата-героя были разысканы и с почестями захоронены на территории советского консульства в Иране. В июне 1972 года гроб с останками И.О. Коломийцева был перевезен на родную землю - г. Сальск.
26.01.2021
Мероприятие "Выжить вопреки..."
В залах Сальского художественного музея в экспозиции выставки "Нам этого забыть нельзя" прошло мероприятие "Выжить вопреки..". Оно было посвящено 77 годовщине со дня снятия блокады Ленинграда. В нем принял участие сальский поэт Сергей Дьяченко . Посетители с большим интересом слушали рассказ о самой героической и самой трагической странице отечественной истории. Один из красивейших городов мира запечатлел в литографии художник Гаврилов О.М.. Офорт Ю. М. Непринцева показывает разрушенные после бомбёжек дома Ленинграда. Ребята увидели сколько это-125 гр ленинградского хлеба. А стихи поэта заставили задуматься о судьбах наших людей в военные годы, о ветеранах, которые уходят из жизни, о трудной профессии почтальона в годы войны. Завершилась встреча оживленной беседой с С. Дьяченко. С интересом ребята рассматривали представленные в витринах документы военных лет, портреты ветеранов -наших земляков и тематические картины, вошедшие в экспозицию выставки.
22.01.2021
Январь. Освобождение.
22 января 2021 г. исполняется 78 лет со дня освобождения города Сальска и Сальского района от немецко-фашистских захватчиков. В залах музея в экспозиции выставки "Нам этого забыть нельзя" представлена картина члена Союза художников РФ Буглова Геннадия Юрьевича "Январь". Написана она художником в январе 1998 года. Композиция зимнего пейзажа строится по кругу. Изображен Вечный огонь на мемориале Поклон. В глубине холста, на заснеженном возвышении, левее центральной вертикальной оси, - стоит обелиск в виде стелы, расширенной к верху и скошенной в верхней части. На обелиске памятная доска, у подножия - венок. В братской могиле похоронены воины, защищавшие нашу землю в годы войны. На первом плане, окружая мемориал, стоят пять берёз, как символ Родины, за которую погибли солдаты. Серо-голубое освещение пасмурного дня.Колорит картины уводит в далекий январь 1943 года, когда в такой же морозный день наши солдаты водрузили Красное знамя на здании станкостроительного техникума. Ежегодно к памятнику возлагают цветы благодарные жители города.